Меню
16+

Гаринский городской округ

22.05.2017 11:28 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК И РАЗВЕДОК НА ТЕРРИТОРИИ ГАРИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Объекты археологического наследия имеют очень важное значение для изучения прошлого любой территории,
а для дописьменных периодов истории они являются единственными и исключительными. Если информация не смогла отложиться в летописях, хрониках и других письменных документах – значит извлечь её можно только
из археологических объектов: древних поселений, городищ, кладбищ, святилищ. Поэтому все страны на государственном уровне охраняют своё археологическое наследие, причём достаточно часто – строгими мерами уголовного преследования вплоть до смертной казни (например, в Китае).

Россия не является здесь исключением: нашей страной подписаны Международная хартия по охране
и использованию археологического наследия 1990 года и Европейская конвенция по археологическому наследию
1992 года.

 

Археологические исследования: требования и разрешительная документация

На территории Российской Федерации законными археологическими изысканиями могут заниматься лишь специалисты, имеющие специальное высшее образование, опыт работы в археологии и специальное разрешение – Открытый лист, выдаваемое федеральным органом исполнительной власти – Министерством культуры Российской Федерации. На территории Свердловской области функции государственного органа, специально уполномоченного
в сфере историко-культурного наследия является Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области. Также в Екатеринбурге расположено территориальное управление по Уральскому федеральному округу, Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры.

Открытый лист является единственным документом, разрешающим археологические исследования
на территории Российской Федерации. Открытый лист действителен при предъявлении удостоверения личности. 

Информацию о выданных открытых листах можно получить на сайте Министерства культуры Российской Федерации.

Держатель открытого листа обязан не позднее чем за 5 рабочих дней до начала археологических полевых работ должен направить или вручить уведомление об археологических полевых работах в письменной форме с указанием срока проведения археологических полевых работ в уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется проведение археологических полевых работ, и в орган местного самоуправления, на территории муниципального образования которого планируется проведение археологических полевых работ.

Помимо указанных органов исполнительной власти, борьба с правонарушителями в сфере охраны археологического наследия возложена на правоохранительные органы.

 

   

 

Открытый лист на археологические разведки

Открытый лист на археологические раскопки

 

Как правило, в подавляющем большинстве случаев ущерб объектам археологического наследия наносят хозяйствующие субъекты, для которых воздействие на культурную и природную среду является неизбежной частью их производственной деятельности.

В то же время отдельные граждане могут наносить ущерб памятникам из-за своей неосведомленности об их ценности и режимах охраны или, что в последнее время стало национальным бедствием, в результате незаконных грабительских раскопок, совершаемых с целью обогащения путём добычи древних предметов и их дальнейшей реализации. По объёмам ущерб от этой криминальной причины скоро может перекрыть вред, наносимый хозяйствующими субъектами.

К сожалению, антикварный рынок в России формируется в уродливых нецивилизованных, зачастую криминальных формах. У нас до сих пор нет внятной законодательной базы для регулирования этого рынка. Этим и пользуются так называемые «чёрные копатели». Если в прежние полтора-два десятилетия они орудовали на юге России и в Крыму, где
в могилах можно-таки отыскать и золото, и шедевры мирового древнего искусства, то постепенно в зону их криминального бизнеса попала и Свердловская область.

Поселения (неукреплённые селища и укреплённые городища) чаще всего подвергаются разрушениям с помощью металлодетекторов (металлоискателей).

С их помощью из культурного слоя извлекаются все металлические изделия на глубине до полуметра. Учитывая, что большинство предметов из металла (монеты, украшения, оружие) являются датирующими (т. е. по ним специалист может определить возраст всех остальных находок в этом же слое, а следовательно – в какой-то мере реконструировать жизнь людей в это время), и представляют художественную и эстетическую ценность, можно утверждать, что памятникам наносится огромный урон. Изъяв эти вещи, варвары вырывают язык у ограбленного памятника, превращают его действительно в «немого свидетеля прошлого», как любят писать журналисты. Теперь даже археологи могут оказаться не в состоянии привязать его к какому-то конкретному времени и прочитать для всех нас ещё одну страничку из прошлого уральского края. Зачастую выкопанные изделия из чёрного металла просто выбрасываются
за ненадобностью, хотя для археологов они являются ценнейшими материальными источниками, отражающими развитие технологии, ремесла и инструментальной индустрии.

При грабеже могил, помимо научного вреда, наносится и моральный общественный вред. Ведь почти всегда погребение уничтожается, останки некогда жившего человека выбрасываются, а иногда подвергаются глумлению
и надругательству. Подобной участи подвергаются и малоценные, по мнению мародеров, вещи – изделия из кости
и чёрного металла, керамика. Полностью разрушаются остатки погребальных сооружений и уничтожается информация
о расположении вещей, позе погребенного, различные следы ритуалов и другие материальные следы духовной культуры древних.

В настоящее время многие из разрушителей старых могил и поселений пытаются оправдать свою варварскую деятельность интересом к истории и коллекционированию, «помощью» археологической науке, которая якобы
не справляется с большим объёмом памятников (как будто стоит задача «всё раскопать», как «вырубить весь лес»
или «выкачать всю нефть»). В действительности за этой ширмой прячется лишь корысть, жадность и стремление нажиться на том, что принадлежит государству. Древние вещи, извлеченные из культурного слоя, а значит
и принадлежащие государству, открыто продаются на интернет-аукционах, приобретаются перекупщиками и оседают
в частных коллекциях.

«Чёрные копатели», как правило, владеют информацией о местной географии и расположении объектов археологии, хорошо подготовлены теоретически, прекрасно экипированы полевым оборудованием (прежде всего, металлодетекторами), передвигаются на собственном автотранспорте. По вполне понятным причинам, они не афишируют свою криминальную деятельность и маскируются либо под туристов, либо под научно-исследовательские экспедиции. Работать такие криминальные группы стараются вдали от крупных населённых пунктов и оживлённых автотрасс.

В такой ситуации наиболее эффективным способом спасти археологическое наследие и поставить заслон на пути криминального антикварного рынка становится активное включение в процесс охраны своего культурного достояния органов местного самоуправления, участковых уполномоченных полиции, лесоохраны, местной общественности.

В 2013 году был принят федеральный закон от 23.07.2013 № 245 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», внесший изменения в ст. 243 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми, за повреждение или уничтожение объектов археологического наследия «черным копателям» грозит штраф до 5 млн. рублей либо лишение свободы до шести лет.

Использование специальных технических средств поиска (металлоискатели, радары, магнитные приборы)
в целях обнаружения объектов археологического наследия и археологических предметов возможно исключительно
при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа).

 

Алгоритм действий граждан в случае обнаружения несанкционированных раскопок,

разведок, и торговли археологическими артефактами

 

Для эффективной защиты археологического наследия гражданам, обнаружившим несанкционированные раскопки, земляные и строительные работы на археологических памятниках, металлодетекторный поиск или торговлю археологическими артефактами, полезно руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Грабители и перепродавцы, а также «металлодетектористы», ищущие «клады» на археологических памятниках, являются преступниками и, как правило, имеют представление о противозаконности своих действий, поэтому могут быть опасны. Некоторые, если судить по советам на сайтах копателей о необходимом снаряжении, имеют при себе холодное и огнестрельное оружие. Поэтому в первую очередь необходимо исключить возникновение конфликтной ситуации.

2. Обнаружившему раскопочные или земляные (строительные) работы следует поинтересоваться, с какой целью они проводятся. Если археологические раскопки производятся официально, на них присутствует руководитель, выемка грунта идет аккуратно, раскопы ровные, производятся различные обмеры и фотофиксация. В наличии имеются разрешительные документы (Открытый лист, выдаваемый Министерством культуры, на гербовом бланке, с печатью
и подписью), администрация муниципального образования, на территории которого проводятся работы, проинформирована о научных исследованиях. Если речь идет о стационарных раскопках, всегда присутствует долговременный лагерь, где базируется экспедиция. Насторожить должны следующие факторы:

- нежелание идти на контакт, уклончивые ответы о целях раскопок, организаторе экспедиции и ее начальнике;

-   отсутствие разрешительной документации;

- отсутствие измерительной и фиксирующей аппаратуры (нивелиры, теодолиты и т.п.);

-  использование тяжелой землеройной техники — экскаваторов, бульдозеров и скреперов;

-   активное использование металлодетекторов;

- беспорядочная закладка шурфов и раскопов, перекапывание участков земли;

- выбрасывание или собирание в беспорядочные кучи разнородных не металлических предметов — осколков керамики, человеческих костей

3. В случае возникновения подозрений не стоит высказывать их. Ни в коем случае нельзя осуществлять попытку задержания, применять силу, вступать в активную конфронтацию. Необходимо руководствоваться следующими правилами:

- внимательно изучите и запомните копателей или перепродавцов — их количество, внешний вид, цвет волос, цвет
и фасон одежды, обуви, головных уборов, особые приметы;

- постарайтесь запомнить имена или клички, которые используют преступники, информацию о том, откуда они, надолго ли приехали;

- постарайтесь запомнить марку, цвет и государственные номера транспортных средств;

- постарайтесь сфотографировать лица копателей или перепродавцов, номера их автомашин
и результаты «раскопок» или продающиеся артефакты, но делайте это незаметно и издали, включив на цифровом фотоаппарате максимальное приближение. На распечатанных снимках обязательно проставьте дату и место съемки, желательно с указанием координат GPS, поставьте свою подпись с расшифровкой;

-  постарайтесь записать свою беседу с нарушителями на диктофон;

- в кратчайшие сроки поставьте в известность по телефону уполномоченных представителей Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, МВД, ФСБ или прокуратуры.

- составьте и отправьте заказными письмами с уведомлением о вручении письменные запросы, желательно
с приложением фотографий, в органы охраны памятников, МВД, ФСБ и прокуратуру.

    4. Обнаружившему незаконную торговлю артефактами следует знать, что «законной» торговли артефактами
в Российской Федерации нет и быть не может, т.к. их свободный оборот (купля, продажа, обмен, дарение
и т.п.) законодательно запрещен.

 

Сохранение археологического наследия это наше с Вами общее дело!

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

215